ФЭНДОМ

Книжная заставка Книга3 Глава18
Янтарный телескоп Обложка Япония 2004

Лира и Уилл притягивают к себе Пыль. Обложка японского издания, 2004 г.

Деймон умершего превращается в Пыль Золотая обезьяна

Деймон умершего Бенджамина де Рёйтера превращается в Пыль.

Пыль, (англ. Dust) — элементарные частицы.

Другие названия:

О Пыли Править

«Правда о Золотом компасе» (видеофильм)[2]

В «Золотом компасе» много загадок, но ни одна из них не завораживает так, как тайна «Пыли». Пулман нигде не объясняет, что это такое: просто показывает, как Пыль воздействует, или что думают о ней разные люди.

На что Пыль не похожа, так это на пыль. По ходу развития сюжета представление о ней претерпевает некоторые изменения. То в ней видят источник жизненной силы, то движущий принцип человеческой любознательности, или даже полагают, что наша душа создана из Пыли. Поэтому не удивительно, что библиотекарь из колледжа Иордан называет Пыль «отчуждённой богословской загадкой».
Nicholas Tucker

Открытие Пыли Править

Русаков видеофильм 2

Открытие Русакова

Первооткрывателем Пыли стал ученый Борис Русаков. Он обнаружил в пространстве невидимые частицы, которые свободно перемещаются, пока их не притягивают, наподобие магнита, человеческие существа, особенно взрослые особи, деймон которых приобрёл устойчивую форму.

Продолжение исследований Править

Через 50 лет после открытия Русакова Лорд Азриэл демонстрирует учёным-гуманитариям из Иордан-колледжа фотографии, которые он сделал на Северном полюсе.

На первый взгляд на фотограмме нет ничего необычного. Но потом Лорд Азриэл показывает другое изображение, полученное им с помощью эмульсии нитрата серебра. И на этот раз все потрясены, ибо на снимке... изображение сильно затемнено, а фигура человека окружена ореолом светящихся частиц, которые притягиваются его телом. Эта фотограмма стала первым очевидным доказательством реального существования «частиц Русакова».
Фотограмма взрослого с ребёнком Пыль

Фотограмма взрослого с ребёнком

Но фотограмма демонстрирует еще один факт, куда более удивительный. В то время, как тело мужчины буквально купается в потоке светящихся частиц, вокруг фигуры стоящего рядом ребёнка нет никакого ореола.

Эти явления Русаков обнаружил в ходе своих экспериментов.

Отношение к Пыли Править

Магистериум Править

Открытие Русакова заинтересовало членов Магистериума, которые стали искать способ его объяснения — в терминах богословия. Почему частицы притягиваются только к телам взрослых, а не детей, деймоны которых ещё способны менять свою форму? В конце концов Церковь придумала такое объяснение: частицы указывают на греховность. Человек, как известно, грешен, а теперь Всемогущий дал явное доказательство его греховности. Церковь также дала название этому явлению. Частицы назвали «Прахом», ссылаясь на библейскую книгу Бытия: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (гл. 3, ст. 19). В доказательство истинности нового догмата Церковь приводила тот факт, что тела детей не притягивают к себе Пыль, ибо дети невинны и ещё не обременены знанием.

Прах, так сказать, вырабатывается человеческим сознанием в процессе мышления, в ходе умственной и духовной деятельности. И в этом смысле Прах возвращает нас к теме «Потерянного рая", а именно, к мысли о том, что знание может быть либо благим, либо злым. Но я полагаю, что Прах — это символ независимого мышления, когда человек самостоятельно пытается разрешить вопросы нравственного и духовного порядка, а не следовать тому, что диктует Магистериум.
Marie Denley
Прах — это метафора человеческого сознания и всего, что оно производит: литературу, искусство, культуру, науку. Человеческий разум — это лишь малая часть вселенной, но он может сделать её предметом рефлексии, исследовать её, изучать. Вот что такое Прах. Эта тема многообразно связана с содержанием 3-ей главы книги Бытия. С тем, что Христианство называет грехопадением, искушением, грехом.
Это всеобъемлющая метафора всего лучшего, что есть в человеке, всего творческого в нём и достойного уважения. А противники Праха хотят, так сказать, разъять человека на части, сделать всех маленькими и ручными, посадить в клетки, чтобы все были хорошими и послушными.
Nicholas Tucker

Итак, есть две противоположные установки по отношению к Пыли. Одни связывают её с греховностью, другие видят в ней источник мудрости. В книге Пулмана эти крайние точки зрения представлены фигурами Лорда Азриэла и Марисы Колтер.

Мариса Колтер Править

Мариса Колтер понимает, что все опасаются Пыли, и видит в этом возможность приобрести огромную власть и влияние. Она становится специалистом в этом вопросе и заключает договор с Магистериумом Церкви.

Мариса входит в доверие к членам Магистериума и становится полновластной главой небольшой организации, которая называется «Жертвенным Советом». Это название весьма уместно, ибо здесь действительно имеет место жертва: во имя своих целей Церковь жертвует детьми. Вместе с другими членами Жертвенного Совета Мариса планирует проводить чудовищные эксперименты на детях бедноты, чтобы проверить, можно ли навсегда сохранить их в состоянии невинности и сделать невосприимчивыми к воздействию Пыли.
Marie Denley
Сановник: — Мне нужны ваши абсолютные гарантии, что всё это никоим образом не затронет Церковь.
Мариса: — Патер, обещаю вам, всё будет под моим личным контролем...
Договор с Магистериумом

Мариса: — Послушай, Пыль - это что-то плохое, опасное, это — грех. Не бойся, операция — просто маленький надрез, и это защитит тебя от Пыли. Навсегда!
Разговор с Лирой

Как сохранить невинность детства — это её важнейшая задача. Мариса уверена, что этого можно добиться, и она знает, каким способом. Он — страшный и мучительный, но она решилась его испробовать.

Лорд Азриэл Править

У Лорда Азриэла — противоположная позиция. Он убеждён, что Пыль — предвестник мудрости и просветления. Кроме того, он подозревает, что Пыль указывает на иной образ жизни, на возможность другого общества, и даже на совсем другой мир. Он говорит Лире, что хочет выяснить происхождение Пыли и раскрыть его тайну даже ценой того, что ему бесконечно дорого.

Тёмная материя Править

Допустимо ли считать Пыль познаваемой и реальной величиной? Или это нечто фиктивное? Или идея Пыли как и многие другие образы и сюжетные линии книги в какой-то степени опирается на данные современной науки. В повествовании три контрапункта: Мариса Колтер хочет уничтожить Пыль. Лорд Азриэл хочет им воспользоваться в своих целях, а Лира хочет его сохранить — и на фоне противостояния этих трёх несовместимых устремлений разворачивается история Золотого Компаса.

Само название трилогии — «Его Тёмные Материалы» — указывает на связь между пулмановской «Пылью» и тем, что астрономы называют «тёмной материей». На нашей планете эта тёмная материя не существует, но её находят повсюду в космосе. Мы до сих пор не можем воспринять её ни с помощью наших органов чувств, ни используя пока ещё ограниченные возможности астрофизики. Как не можем обнаружить и Пыль. Но подобно тому, как была обнаружена Пыль, о наличии тёмной материи заключают в силу её «гравитационных эффектов». Ибо её таинственная сила служит скрытой опорой для большинства галактик нашей Вселенной, соединяя их в одно необъятное целое. Тёмная материя считается одним из самых распространенных видов материи в нашей Вселенной, а её масса во много раз превосходит совокупную массу всех видимых компонентов в пространстве. Учёные полагают, что тёмная материя состоит из частиц, которые ближе всего могут нас подвести к тайне начала нашей Вселенной. Это строительный материал творения — как и Пыль — это метафора таинственного нечто, делающего нас людьми.

Серафина Больвангар тартары пыль фильм

Деймоны превращаются в пыль

«Золотой компас»

В фильме показано, что деймоны умерших людей рассыпаются в Пыль.[3]

Появления Править

Примечания Править

  1. Другой перевод.
  2. В статье приводятся текст и интервью писателей из видеофильма «Правда о Золотом компасе», эпизод 5 «В поисках Праха».
  3. В текстах книг Пулмана это явно нигде не указывается.