Кирджава
Кирджава Уилл Иллюстрация обложки 2003 фрагмент.jpg
Вид Деймон
Пол Женский
Родной мир Мир Уилла
Связь Уилл Парри
Форма Кошка
Лояльность Пантелеймон
Кирджава снова стала кошкой, но не обычного размера, а шерсть у неё была густая, блестящая и играла тысячью разных оттенков — тут был и чернильно-чёрный, и палево-серый, и голубой, как бездонное озеро в солнечный день, и дымчато-лиловый, как у пронизанного лунным светом тумана... При одном взгляде на её мех в уме сразу всплывало слово «изысканный».

Кирджава и Пантелеймон. Фан-арт, фрагмент

Кирджава, или Кирьява[1] (англ. Kirjava) — деймон мальчика Уилла Парри. Приобрёл постоянную форму в виде крупной пёстрой кошки.

История[править | править код]

Отсутствие деймона[править | править код]

В Мире Лиры не существовало людей без деймонов. Отсутствие деймона воспринималось, как некое уродство и даже колдовство (например, как отсутсвие деймона у Тони Макариоса, которому сделали разрез в Больвангаре). Лира Белаква, встретившись с Уиллом, сперва его очень боялась и воспринимала, как ущербного.

Уилл спасает кошку у Башни Ангелов

Несколько раз у Лиры возникали смутные ассоциации, ей казалось, что деймон Уилла — рядом с ним, и что его деймон — именно кошка :

  • Уилл защитил бродячую кошку от детей в Читтагацце и взял её на руки, как своего деймона. «У Лиры в голове мелькнула безумная мысль, что его деймон наконец-то стал видимым.»[2]
  • При похищении алетиометра из особняка сэра Чарльза, полосатая кошка набросилась на преследовавшую Уилла Золотую обезьяну и защитила его, как будто была его деймоном.[3]
  • Уилл разозлился по какому-то поводу и Лира представила, как его деймон бы в этот момент превратился в разъярённую тигрицу. «Уилл поднялся на ноги. Деймон его, подумала Лира, был бы сейчас тигрицей, и она даже съежилась, представив себе ярость большого зверя.»[4]

Появление деймона[править | править код]

В Мире Уилла деймонов людей не видно, и сам Уилл даже не подозревал, что у него имеется свой деймон.

Перед отплытием через озеро в Мир мёртвых, лодочник велел Лире оставить её деймона на берегу. И добавил, что остальные тоже почувствуют такую же утрату. И правда, где-то на середине озера Уилл почувствовал, как в районе груди у него вытаскивают что-то, оставляя какую-то обожженную пустоту. Видимо, именно в этот момент деймон Уилла стал видимым на берегу. «Но Уилл понимал: всё это означает, что у него тоже есть деймон и что его деймон, каким бы он ни был, сейчас остался вместе с Пантелеймоном на том унылом, пустынном берегу.»[5]

Теперь, после такого обряда, эти деймоны получили способность удаляться на большие расстояния от своих хозяев, как деймоны у ведьм.

Странствия[править | править код]

Пантелеймон, оставленный Лирой, неожиданно обнаружил рядом с собой деймона Уилла, который ничего не знал о себе, и даже не знал, что может менять форму.[6]

Вместе с деймоном Лиры, Пантелеймоном, деймон Уилла отправился на розыски своего хозяина. Они путешествовали между мирами, заходили во все попадавшиеся им открытые окна. Они посетили мир галливспайнов и, в конце концов, очутились в мире Лорда Азриэла, в Небесной республике.

Поиск[править | править код]

Лорду Азриэлу доложили, что видели двух деймонов возле ворот. Потом деймоны перебежали в рощу, которую окружали Призраки, чтобы поглотить свою добычу. Духи, галливспайны и панцербьёрны сражались, защищая деймонов, и давая возможность пробиться к ним Лире и Уиллу. Наконец, Лира и Уилл схватили, не разбирая, по одному деймону и перелезли через вырезанное Уиллом окно в другой мир. Оказалось, что, по ошибке, они взяли в руки деймонов друг друга (что делать было не принято).[7]

Обида[править | править код]

Однако деймоны не собирались находиться рядом с хозяевами и сбежали. Они были страшно обижены на то, что Лира и Уилл покинули их на берегу озера. Тем пришлось снова их разыскивать. Деймоны вернулись к ним сами, после того, как Лира и Уилл признались друг другу в любви.[8]

Имянаречение[править | править код]

Деймон Уилла сама не знала, как её зовут. Ведьма Серафина Пеккала, при знакомстве с деймоном дала ей имяКирджава.[8] Слово происходит от финского "kirjava", что переводится как "расписной", "украшенный рисунками". Точно таким же словом описывается Сампо - главный магический артефакт "Калевалы", у которого "расписная крышка". Исходное слово произносится как "кИрьява" с ударением на первый слог.

Форма[править | править код]

  • Форма деймонов детей зависит от их фантазии и воображения. Кирджава не имела опыта собственного перевоплощения, поэтому, всё время находясь рядом с Пантелеймоном, копировала его формы. Так, они с Паном были кошками, потом голубями.
  • Когда Лира, по примеру Уилла, положила свою руку на его деймона, Кирджава была кошкой. И так навсегда ею и осталась, т.к. после прикосновения влюблённых, форма деймона больше не меняется.[9]

Кирджава и Уилл[править | править код]

  • У деймона Уилла не было имени. Когда Лира, разыскивая своего Пантелеймона, кричала и звала того по имени, Уиллу нечего было кричать, и он просто кричал без слов.[10]
  • Когда Кирджава прилетела в виде голубя, и Уилл впервые увидел её, он почувствовал умиротворение, и понял, что значит — воссоединиться со своим деймоном. «Уилл снова ощутил лёгкий прилив восторга: Она — это я, а я — это она».[9]
  • Уилл заметил свои ощущения в момент, когда его деймон менял свою форму — как будто в это мгновение его сердце дало лёгкий перебой.[9]
  • Кирджава и Уилл не были знакомы, поэтому сходились постепенно. Тогда как Пантелеймон лихо вскочил на руки к Лире, Уилл протянул руку Кирджаве и та деликатно ступила на его колени.[9]

Будущее Кирджавы[править | править код]

Уилл вернулся в свой мир. Надо полагать, что свойство Кирджавы удаляться на большие расстояния от своего хозяина — очень помогло Уиллу. Иначе ему пришлось бы повсюду таскать с собой кошку, что было бы довольно проблематично, её не спрячешь в карман. И всё это было бы сложно объяснить окружающим.

Неизвестно, становятся ли деймоны невидимыми в мире Уилла, с течением времени. Возможно, Кирджава со временем также станет невидимой для большинства обычных людей, как деймон Мэри Малоун. И увидеть Кирджаву можно будет только «специальным» видением, которому ведьма Серафина Пеккала обучила Мэри разглядывать деймонов людей.[11]

Появления[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Русский перевод книги «Тайное содружество».
  2. «Чудесный нож» — Глава 5. Письма с Аляски
  3. «Чудесный нож» — Глава 9. Кража
  4. «Янтарный телескоп» — Глава 14. Знай, о чём просишь
  5. «Янтарный телескоп» — Глава 21. Гарпии
  6. «... на берегах мира мёртвых. Но даже тогда он не оставался один: с ним было несчастное существо, вырванное из сердца Уилла, — только что появившееся на свет и ничего не знавшее о себе. Пока лодка уносила Уилла и Лиру во тьму, а два деймона дрожали на туманном берегу и жались друг к другу в поисках тепла,Пан пытался всё объяснить перепуганному созданию, которое не сознавало ни своего имени, ни формы, ни даже своей способности менять обличья.» — «Тайное содружество» — Глава 19. Профессор Очевидность
  7. «Янтарный телескоп» — Глава 31. Конец властителя
  8. 8,0 8,1 «Янтарный телескоп» — Глава 36. Сломанная стрела
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 «Янтарный телескоп» — Глава 37. Дюны
  10. «Янтарный телескоп» — Глава 29. Битва на равнине
  11. Серафина Пеккала говорила Мэри Малоун, что в мире Уилла деймона Уилла не будет видно : «— Когда будешь в своем мире, сможешь таким же образом видеть и чужих деймонов. Правда, они не смогут увидеть твоего, и деймона Уилла тоже, если ты не научишь их, как я тебя.» — «Янтарный телескоп» — Глава 38. Ботанический сад